Проект по разработке отечественных беспроводных датчиков и систем контроля для перспективных авиационных двигателей вошел в число победителей конкурса Минобрнауки



Проект по разработке отечественных беспроводных датчиков и систем контроля для перспективных авиационных двигателей вошел в число победителей конкурса Минобрнауки

Проект «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных беспроводных датчиков и систем контроля, предназначенных для применения на перспективных авиационных двигателях», выполняемый научными сотрудниками международной научной лаборатории «Механики и энергетических систем» Университета ИТМО, вошел в число победителей конкурса, проводимого в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В настоящее время в области современной аэрокосмической техники обозначилась тенденция активного управления системами летательного аппарата (ЛА), а также их мониторинга в реальном времени. Это ведет к существенному увеличению количества сенсоров, установленных на борту ЛА и увеличению длины и массы кабельных линий. Так, имеет больше 480 км кабеля, 98 000 отдельных проводов и 40 000 соединителей, более 6000 точек измерений.

Прокладка проводов и кабелей в стесненных отсеках связано с немалыми трудностями, особенно на беспилотных ЛА (БЛА), обычно имеющих очень плотную компоновку. Проводка подвержена электромагнитным наводкам, что нередко приводит к ложному срабатыванию систем пожарной безопасности. Характеристики проводных сенсорных систем имеют тенденцию к деградации характеристик во времени по мере эксплуатации. Все это снижает безопасность воздушного судна. Особую сложность составляет организация работы систем контроля и управления реактивными двигателями в условиях экстремально высоких температур, вибраций и электромагнитных полей. Именно поэтому при выборе перспективного двигателя ПД-35 в качестве платформы для отработки всех самых перспективных технологий одной из первых была отобрана технология беспроводных систем контроля.

Замена проводных датчиков беспроводными позволяет избавиться от описанных выше проблем, существенно облегчить и упросить бортовую систему сенсоров и регистрации данных.

Планируется, что разрабатываемый продукт будет обладать уникальными характеристиками, которые будут конкурентоспособными на мировом рынке:

Ключевые преимущества предлагаемого в Проекте решения заключаются в его гибкости и модульности, позволяющей использовать различные радио-интерфейсы (RFID на сверхвысоких и высоких частотах, BLE, NFC, активных протоколов), любые сенсоры (температуры, влажности, давления, деформации, гироскопов, вибрации и т.д.), и различные схемы питания. Решение использует универсальную программно-аппаратную платформу, позволяющую выпускать кастомизированные решения без дополнительной разработки.

Основные конкурентные преимущества: возможность подзарядки от паразитных электромагнитных полей, применение сразу нескольких протоколов, что позволяет сочетать возможность быстрого ответа датчиков и возможность передачи больших объемов информации.

Работы были выполнены в ходе проекта по Соглашению о предоставлении субсидии № 14.575.21.0148 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Уникальный идентификатор прикладных научных исследований (проекта) RFMEFI57517Х0148.