Завершение первого этапа проекта по разработке перспективной безмасляной (oil-free) трансмиссии микротурбины



Завершение первого этапа проекта по разработке перспективной безмасляной (oil-free) трансмиссии микротурбины

Сегодня сотрудниками научного коллектива была завершена работа над первым этапом проекта «Разработка и создание технологии безмасляных трансмиссий микротурбин», направленного на совершенствование современной газотурбинной техники путем разработки саморегулируемых подшипников на газовой смазке. Использование таких подшипников в составе турбогенераторов беспилотных летательных аппаратов, вспомогательных силовых установок и наземной газотурбинной технике позволит полностью отказаться от использования масляной системы и сократить расходы на эксплуатацию.

Основные результаты этапа.

Силами коллектива было проведено исследование патентной активности в области бесконтактных подшипников за последние 15 лет, подготовлен аналитический обзор научной литературы по теории газовой смазки. На основе полученной информации было выбрано оптимальное направление исследований безмасляных трансмиссий.

Кроме того, на первом этапе были определены классы мощностей газотурбинной техники, в которых целесообразно разрабатывать безмасляную трансмиссию на основе саморегулируемых газостатодинамических подшипников. Для всех выбранных классов в рамках проекта были предложены конструктивные схемы и рекомендуемые размерности подшипников.

На основе проведенных исследований индустриальный партнер ООО «Альфа стил» разработал эскизно-конструкторскую документацию на лабораторные образцы радиальных и упорных газовых опор. Также усилиями индустриального партнера была выпущена конструкторская и эксплуатационная документация на стенд для проведения исследовательских испытаний этих образцов.

Применение результатов проекта.

В случае успешного завершения проекта на рынке появится промышленная технология проектирования безмасляных трансмиссий быстровращающихся турбомашин под индивидуальные требования, а также серийный типоразмерный ряд подшипниковых узлов для выбранных классов мощностей от 100кВт до 2-3МВт. Это позволит отказаться от масла, повысить КПД и снизить удельные расходы топлива в газотурбинных установках наиболее востребованных на рынке размерностей, а благодаря бесконтактной работе, гибридный ГСДП с самоустанавливающимися сегментами теоретически имеет бесконечно большой ресурс.

К проекту уже проявили интерес российские производители аэрокосмической техники и газотурбинных установок, а также представители компаний из Индии, ОАЭ, Иордании и Ирана.

Работы были выполнены в ходе проекта по Соглашению о предоставлении субсидии №14.578.21.0203 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Уникальный идентификатор прикладных научных исследований (проекта) RFMEFI57816X0203.