en

Завершен проект по теме: «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных беспроводных датчиков и систем контроля, предназначенных для применения на перспективных авиационных двигателях»



Завершен проект по теме: «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных беспроводных датчиков и систем контроля, предназначенных для применения на перспективных авиационных двигателях»

Международная лаборатория «Механики и энергетических систем» Университета ИТМО завершила Проект по теме: «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных беспроводных датчиков и систем контроля, предназначенных для применения на перспективных авиационных двигателях» (Соглашение № 14.575.21.0148 о предоставлении субсидии от 26.09.2017 г).

Индустриальным партнером Проекта является компания «АБРИС» — один из лидеров в России по разработке и производству современных бортовых устройств контроля и диагностики авиационных двигателей и систем пожарной защиты авиационной техники. 

В рамках Проекта создан научно-технический задел в обеспечение создания перспективной авиационной платформы, технических решений, компонентов, обеспечивающих беспроводной сбор данных с сенсоров, накопление информации и потоковую передачу этих данных, в том числе, в полете.

Беспроводные технологии в настоящее время находят все больше распространение в системах, используемых в различных областях техники. В авиационной промышленности начался активный процесс поиска направлений внедрения беспроводных систем и устройств, где в короткие сроки можно получить ощутимый экономический эффект. Экспертные оценки показывают, что внедрение беспроводных технологий позволит создать высокоэффективные системы управления, контроля и диагностики нового поколения с гибкой, легко изменяемой структурой, уменьшить на 20…40% массу и габариты системы за счет уменьшения количества разъемов и кабелей, повысить надежность (сокращение количества разъемов и реконфигурация беспроводной сети), снизить затраты на техническое обслуживание систем, упростить маршрутизацию и монтаж кабелей на борту, упростить модернизацию систем, повысить пожаробезопасность.

В рамках выполненного Проекта получены следующие основные результаты:

Разработанные решения предназначены для использования в авиационных бортовых приборах, сенсорах (датчиках), блоках контроля и в бортовых системах контроля, заменяя существующие компоненты с целью уменьшения массогабаритных характеристик бортовых систем и внедрения беспроводной передачи данных для повышения качества и ускорения процесса технического обслуживания авиационных двигателей по их техническому состоянию

Ключевыми преимуществами является гибкость и модульность разработанных решений, позволяющая использовать различные радиоинтерфейсы (RFID на сверхвысоких и высоких частотах, BLE, NFC, активных протоколов), любые сенсоры (температуры, влажности, давления, деформации, гироскопов, вибрации и т.д.), и различные схемы питания.

Полученные результаты могут быть использованы для создания сенсорно-коммуникационной системы контроля технического состояния воздушного судна, пилотируемого или беспилотного, которая может быть расширена и включать не только технологии беспроводной передачи данных, но и другие системы контроля состояния воздушного судна.

Комплексные системы для авиации пока никем не производятся, но активные поисковые исследования в этой области ведутся.

Работы были выполнены в ходе Проекта по Соглашению о предоставлении субсидии № 14.575.21.0148 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Уникальный идентификатор ПНИ - RFMEFI57517X0148